Усадьба Коломенское
Дорогие любители истории Государства Российского!
Приглашаем вас в усадьбу КОЛОМЕНСКОЕ и ДВОРЕЦ царя Алексея Михайловича !
На высоком берегу Москвы-реки, занимающей площадь 390 га., еще в I в. н.э. поселились финно-угорские племена. А село Коломенское основали жители Коломны, которые бежали от хана Батыя в 1237 г. - он сжег их родной город, и люди решили освоить, для своего нового поселения, эту часть Подмосковья.
В Средние века здесь встречались войска союзников, после Куликовской битвы; и князья Д. Донской и В. Храбрый, по случаю победы, возвели в Коломенском храм, в честь Георгия Победоносца.
В 1339 г. царь Иван Калита завещал село, как свою собственность, потомкам; и с тех пор Коломенское стало вотчиной Московских великих князей и царей. Василий III, в 1532 г. возвел здесь шатровую церковь Вознесения Господня, в честь рождения наследника, Ивана IV (Грозного) - теперь она является символом Коломенского. В 1564 г. Иван Грозный, с семьей, поселился в усадьбе; но заметный этап в ее истории наступил в XVII в., при царе Михаиле Федоровиче: в 1640 г., по его приказу здесь был возведен деревянный дворец, а в память избавления Москвы от поляков, заложена каменная церковь Казанской Богоматери, строительство которой было закончено в 1649 г.
Расцвет села пришелся на период царствования сына Михаила Федоровича - Алексея Михайловича, который так полюбил Коломенское, что постоянно перестраивал и расширял отцовскую резиденцию, проводил здесь официальные церемонии, занимался соколиной охотой. По его приказу, в 1667 г., в усадьбе началось возведение деревянного дворца на 270 палат, соединяемых между собой многочисленными переходами и сенями. Мужская половина дворца включала терем царя и царевичей, а также парадные сени; женская половина - терема царицы и царевен.
Строительство роскошного здания, с 3 тыс. окон завершилось осенью 1673 г. - за удивительную сказочную красоту, дворец назвали " восьмым чудом света"!
Но после кончины Алексея Михайловича, великолепная царская резиденция, медленно стала приходить в упадок.
Его сын Петр I, который родился в Коломенском и провел здесь детство и отрочество; и любил усадьбу всем сердцем, по обстоятельствам нечасто наведывался сюда - последний его визит состоялся в 1724 г. С переносом столицы из Москвы в Санкт-Петербург, село еще больше осиротело; обветшавший дворец, даже после визита, в 1762 г., Екатерины II и значительного ремонта, лучше не стал, поэтому вскоре был разобран. В 1766 г. появился новый дворец, с каменным основанием и деревянным верхом - Екатерина II наведываясь в Москву, останавливалась здесь. Во время войны 1812 г. дворец уничтожила французская армия; в 1825 г., при Николае I, дворец вновь был перестроен.
По инициативе и при содействии мэра Москвы - Ю. Лужкова, с 2001 г. по 2007 г., была проведена масштабная реконструкция строения; и теперь гости Коломенского могут наслаждаться красотой и роскошью парадных залов, убранством личных покоев царской семьи, трапезной со столами полными угощений, баней-парилкой и другими помещениями дворца, которые никого не оставят равнодушным!
Особым украшением дворца являются великолепные шатры, которые венчают символы царской власти - Лев и Единорог, и герб государства Российского
Украшают дворец и многочисленные окна, с разнообразными резными наличниками, в том числе с фигурами льва и двуглавого орла.
До начала экскурсии можно обойти дворец со всех сторон...
Из внутреннего дворика,
можно попасть на женскую половину дворца - в Хоромы царицы.
Слева от лестницы,
находится Театральная Хоромина
И еще шатер, с двуглавым орлом,
и еще расписные окна, со львами
Восхитительное строение!
Добавляет очарования и тот факт, что гостей, по дворцу и территории Государева двора, проведут настоящий боярин и боярыня!
Парадное, или Красное крыльцо, под столбами которого Лев и Единорог, служило местом выхода государя к подданным; здесь царь мог выслушать отчеты, принять челобитные, и подношения; здесь происходила раздача именинных пирогов в день Ангела одного из членов царской семьи.
Для церемониальных встреч, площадки, ступени, перила и столбы устилали яркими коврами и дорогими тканями; для украшения крыльца использованы металлические изделия и фонари со слюдяными стенками; над Парадной входной дверью - иконы Спаса, Богоматери, Иоанна Предтечи.
Согласно этикета, к нему мог подъехать верхом, или в карете, только царь - даже иноземные послы и бояре сходили с лошадей перед Передними воротами Государева двора, и к дворцу шли пешком.
У Парадного крыльца боярыня и боярин начинают знакомить гостей с историей царской семьи и с историей великолепного дворца,
куда нужно войти через массивные двери, с гербами всех земель, принадлежавших царю Всея Руси
Прихожая, или Передние сени - первое помещение, где оказываются гости, богато украшены растительным орнаментом. В XVII в. это был один из главных способов декорации интерьеров, а художников этой специализации, называли «травщиками». На потолке , в строгом стиле, люстра,
и роспись с изображением Герба Российского 1672 г.
Витражи Передних сеней
Из Передних сеней массивные двери открываются в сторону Столовой, и в сторону Престольной палаты.
Сени перед Столовой палатой, в красных тонах, обставленные лавками и сундуками, украшены гобеленами и витринами с посудой
Здесь гости ожидали приглашения к столу, а пока ждали - рассматривали дорогие ковры на полу,
золоченые узоры колонн,
массивные люстры на потолке,
разнообразную посуду
Рядом - небольшое помещение, с более скромной отделкой...
Сюда приносили кушанья, приготовленные на поварне, а ключники и стряпчие накрывали шкафы-поставцы.
Кушанья и питье на царский стол подавали, следуя придворному ритуалу: каждое блюдо многократно пробовали, из-за боязни отравления. При отпуске с поварни блюдо отведывал повар; от него еду принимали ключники и несли во дворец, где кушанья пробовал дворецкий; и уже перед подачей на стол, блюда отведывал кравчий, а напитки - чашник.
И вот гости в Трапезной, или Столовой палате...
Здесь яркие витражи на окнах, с изображением Льва и Единорога,
диковинных птиц
Многоцветная печь со сложным орнаментом, являлась как источником тепла, так и украшением помещения.
Но большее внимание гостей привлекает потолок, с роскошными люстрами, и росписью "Боги небесные", изображающей планеты, знаки Зодиака, и аллегории 4-х сторон света:
Америка
Африка
Европа
Азия
От великолепного потолка, взор гостей переходит
к царскому месту, в центре зала
Здесь, на помосте - трон, над которым - икона Знамения Божией Матери; на столе, покрытом бархатной скатертью с узорами - золотая и серебряная посуда, которая служила украшением трапезы.
Отсюда хозяин видел всех гостей, и гости видели государя.
В Столовой палате отмечали церковные праздники, проходили важнейшие дворцовые церемонии, принимали иноземных гостей; после официальной части, следовала трапеза.
Богатый царский пир проходил под музыкальное сопровождение
Сытые и довольные гости покидают роскошную Столовую палату, чтобы продолжить дальнейший осмотр дворца...
Двери на противоположной стороне Передних сеней ведут в анфиладу, включающую в себя Думную палату, где заседала Боярская Дума.
В серьезное помещение ведут двери с серьезным орнаментом - двуглавым орлом...
Здесь заседала Боярская Дума и обсуждались важные государственные дела; здесь люди подавали прошения государю; здесь же выдавалось жалованье и награды.
Красочные витражи на окнах
Печь с яркими изразцами
Из Думной палаты, массивная дверь ведет в Престольную палату, или Тронный зал
Над дверью - живописное панно "Царь Соломон"
Потолок расписан "бытийным письмом" с сюжетами, заимствованными из Библии и западных гравюр, связанными с царем Соломоном, царем Давидом, и царицей Савской
В центре потолка - великолепная люстра
В богатом обрамлении, строгие витражи на окнах
В Престольной палате царь торжественно принимал иноземных послов, решал государственные вопросы, оглашал указы, одаривал приближенных.
Трон монарха выполнен из ценных пород дерева, украшен золотом, серебром, слоновой костью, алмазами, бирюзой; как и трон царя Соломона, его охраняют позолоченные Львы
Механика львов-охранников была устроена так, что они "аки живые, рыкали, двигали глазами, зияли устами",
показывая свой суровый нрав!
На столе для посольских даров - "Жалованная грамота царя Алексея Михайловича Муромскому Борисоглебскому монастырю на вотчину в Муромском уезде".
Украшением Престольной палаты является изразцовая печь, с изображением двуглавого Орла – символа Московского царства.
Роскошный вид палаты впечатлял, приводил в восторг, а также демонстрировал подданным и иноземным послам величие и мощь державы!
Задние (Постельные) сени соединяют Престольную палату с кабинетом царя; здесь могли бывать только самые приближенные, и слуги:
через Задние сени в покои государя могли войти лишь постельничий, царский духовник и казначей.
В Задних сенях были устроены и кладовые, в которых находились сундуки с тканями, коврами, перинами,
и другими вещами, необходимыми царской семье.
Рабочий кабинет царя, в котором он проводил большую часть дня, служил и местом уединения - здесь царь занимался государственными делами, и документами.
Стены, обитые золоченой тисненой кожей с растительным орнаментом, как и весь дворец, наполненный западными диковинами, отражал жадную тягу московской знати к европейскому образу жизни
Были в царском дворце и предметы мебели с Востока
В массивных шкафах хранились книги, письма, государственные бумаги
Часть мебели была изготовлена по специальному заказу государя: парадные резные стулья и кресла, обитые кожей или гобеленом.
На рабочем столе - часы
и раскрытая книга...
Позже, в этом же кабинете занимался государственными делами один из сыновей Алексея Михайловича - царь Петр, но при жизни отца у него во дворце была другая комната...
Полутемная Спальня Алексея Михайловича, с голубкой, на оконном витраже,
из мебели: кровать, лавка, да комод.
На потолке - фигурный светильник
Небольшая кровать царя, в деревянном резном обрамлении, выполнена западноевропейскими мастерами.
Доступ в царскую спальню был строго ограничен: из за безопасности, сюда не мог войти никто, кроме самых близких царю придворных. "Государевой постелью" ведал постельничий, в обязанности которого входило: следить за чистотой и убранством постели; кроме того, он наблюдал за шитьем платья и белья, возглавлял канцелярию царя и хранил его личную печать. Когда государь спал, постельничий ложился здесь же. В смежной, с опочивальней, комнате располагался большой коллектив царских приближенных и сторожей.
Икон в опочивальне не было - были только Образа в Красном углу и над входными дверями.
Рядом с опочивальней находилась Крестовая, или Молельная палата, где одну стену занимал иконостас, перед которым царь молился ранним утром и вечером, перед сном.
"Крестовые" попы и дьяки совершали здесь молебны, заутреню, малую вечерю, и всенощное бдение.
Потолок в Крестовой палате выполнен в соответствующей стилистике
По небольшой Галерее мужской половины, гости перемещаются в покои царевичей...
И попадают в Учительную, где царские дети учились читать и писать, постигали науки,
церковную грамоту,
основы мироздания,
географию,
историю
Из Учительной живописная дверь открыта для посещения
Комнаты царевича Федора Алексеевича - 9-го ребенка царя, который, в возрасте 16 лет, был венчан на царство, вместо неожиданно скончавшегося отца.
За короткое, шестилетнее правление, он показал себя деятельным государем, сумевшим многое поменять в русском обществе: преобразовал государственное управление, отменил местничества, реформировал систему налогообложения, преобразовал армию, а также ввел при дворе костюм и церемониал, на польский манер.
Владевший иностранными языками, Федор Алексеевич имел обширную библиотеку, в состав которой входили русские и западноевропейские книги по архитектуре и строительству, астрономические и географические атласы, исторические описания европейских и русских городов, а также книги духовного содержания.
Молодой царь увлекался музыкой, сочинял стихи, церковные распевы, и тяготел к европейской культуре
Стены его комнаты оформлены цветной тисненой кожей, с растительным орнаментом и золочением; мода на подобные элементы интерьеров впервые появилась в Европе, и такой дорогой каприз могли позволить себе только высшие представителя власти, а в первую очередь, царская семья.
Люстра украшена государственным гербом, что указывает на титул хозяина помещения.
Через эту дверь гости дворца попадают, из кабинета Федора Алексеевича,
в кабинет Петра Алексеевича. На столе - копии медалей 1709 г. "За Полтавскую баталию", которые свидетельствуют о победах, одержанных под знаменами царя-реформатора.
В особых сочинениях прославлялись подвиги самого Петра - одно из них, изданное в 1709 г., представлено на столе.
На стенах: портрет царя,
и его супруги Екатерины, у печи, облицованной изразцами нового типа, сочетавшими традиционный рельеф и роспись по белому фону - именно этот, бело-голубой голландский стиль, напоминал Петру о любимой европейской стране.
Люстра с двуглавым орлом - государственным гербом России, указывает на статус хозяина кабинета
А на стенах, у родоначальника российского флота, светильники с морской тематикой.
Коломенское, в жизни Петра, сыграло важную роль: здесь он научился читать и считать; здесь он много гулял, слушал пение птиц, стрелял из лука; здесь он ходил под парусом, по Москве-реке, в знаменитом ботике, окруженном небольшой флотилией. Здесь зародилась и тяга юного царя к ратному делу - его с раннего детства интересовали торжественные смотры и шествия полков. Петр всю жизнь дорожил отцовским дворцом, как памятью о детстве!
К покоям царевичей и Учительной примыкает Галерея, с фигурным светильником.
Здесь представлены копии географических карт России XVII - XVIII вв., которые имели большое значение в государственном управлении, международных отношениях; они свидетельствовали о размере территории и могуществе страны. Тем не менее, карты России составлялись голландскими путешественниками, и они были настолько точны, что вошли во многие атласы.
По мере углубления знаний о России, голландские картографы стали больше внимания уделять внутреннему устройству страны - и этому, в царствование Петра I, способствовали тесные контакты двух стран.
Еще по одной небольшой галерее гости попадают
в "Мовные" сени перед Мыльней, где не только раздевались, но и отдыхали после бани, поэтому вдоль стены располагались: "мовная" постель, скамьи,
так называемый, царский трон
Здесь же стояли столы, где были разложены вещи, предназначенные для мытья: простыни, рубахи, колпаки, и т. д.
Для освещения использовались огромные слюдяные фонари, как в "мовных" сенях,
так и в помещении Мыльни, потому что дневной свет проникал сюда через крошечные окна, убранные, в традициях того времени, суконными завесами.
По стенам Мыльни развешены березовые и дубовые веники
Царская баня, или Мыльня расположена в отдельном строении, и переходами соединяется с мужской и женской половинами дворца.
Воду для мытья держали в деревянных ушатах и кадьях, а разогревали ее с помощью раскаленных камней из каменки, которые кидали в воду; щелок для мытья волос находилась в медных тазах.
На полок, с приступками, для комфорта, раскладывалось свежее сено, накрытое полотняными простынями - здесь можно было париться: и чем выше ступень, тем выше температура. Полок тянется вдоль всего помещения, от одного угла до другого,
к печи, облицованной зелеными изразцами - самой теплой во всем дворце!
В небольшой Галерее, соединяющей мужскую и женскую половины дворца, выставлен пластинчатый доспех «Юшман», со щитом и наручником, изготовленный в Персии.
И вот гости дворца уже на женской половине...
Царевна Софья
Елизавета Петровна
В этой комнате хранилась царская казна
Помещение освещает уникальная люстра, в виде царской короны
На стенах Передних сеней женской половины дворца - огромные гобелены,
на полу - персидские ковры,
массивная резная мебель,
а расписной потолок
украшает ажурная люстра
Роскошные двери из Передних сеней ведут
в Престольную палату царицы, которая своим назначением напоминает Престольную палату царя: здесь рассматривались челобитные - царицы и царевны часто ходатайствовали перед царем о смягчении приговоров. Над троном царицы - подлинная икона первой половины XVIII в. "Успение Богоматери".
Несмотря на замкнутый образ жизни, царицы устраивали аудиенции: к ним проходили служители из Царицыной Мастерской палаты и подвластных ей слобод, духовенство с подношениями и просьбами; кроме того на аудиенцию к царице допускались представительницы высшей аристократии. Встречи равных, по положению лиц, проходили у царицы почти так же, как у государя, только у царицы придворные должности исполняли боярыни.
В витринах хранятся: украшенная жемчугом и драгоценными камнями, царская корона;
куклы в русских костюмах,
посуда, различные сундучки,
и другие милые женские "штучки"
Потолок расписан сюжетами на тему "Времена года", а в центре - величественная люстра, с гербом России
В Престольной палате: массивный резной шкаф; дубовый стол с раздвижной столешницей, изготовленный в XVII в. во Фландрии; подсвечник, выполненный в XVIII в. в России.
Стены Престольной палаты украшает "травное письмо" и русские пейзажи; в углу - одна из красивейших печей, хотя в каждой комнате они хороши, по своему.
В патриархальном укладе русской жизни важное место занимало женское рукоделие; для этого во дворце имелась Светличная палата, которую заполняла только самая необходимая, для работы, мебель: сундуки, стол и стольцы, которые изготавливались в виде перекидной скамьи, рассчитанной на одного человека.
Для государыни-царицы, которая могла наблюдать в Светлице за выполнением особо ответственной работы, в Красном углу ставилось кресло, сделанное в западноевропейских традициях.
Умение вышивать было признаком хорошего воспитания любой знатной женщины; и царицы с царевнами, собственными руками, украшали церковную утварь, предметы одежды. В определенный период, существовала Царицына Мастерская палата, занимающаяся изготовлением одежды для цариц, царевичей и царевен.
Над рабочим столом - люстра,
в углу - печь, с неповторимыми изразцами, напоминающими малахит. Печи на женской половине меньшего размера, чем на мужской; и все имеют округлые формы
Один из многочисленных ларцов, с предметами рукоделия
Массивная дубовая дверь ведет из Светлицы
в Молельную комнату, где государыня совершала утреннюю и вечернюю молитвы. На стене иконостас, с иконами XVII – XVIII вв., на молельном столике - богослужебная книга.
В деревянном резном ящике собраны необходимые церковные вещи;
стены украшены живописными рамами;
здесь размещались иконы, которые в данный момент находятся на реставрации
В центре потолка - люстра со свечами
В углу - печь, не похожая на все остальные: каждая из них имеет свой неповторимый узор.
Эта дверь, из Молельной, ведет в покои царевны Софьи
На стенах, "обитых тиснеными кожаными немецкими "золотными" обоями - часы,
зеркало,
светильники
Комната Софьи - третьей дочери царя Алексея Михайловича - интриганки и "принцессы ума великого", достаточно скромна; но здесь многое говорит о ней, как о деятельной правительнице и просвещенной женщине: книги, географические карты и т. д.
После провозглашения царями несовершеннолетних: Ивана и Петра, их регентшей стала старшая сестра - царевна Софья, которая взяла реальное управление страной в свои руки: проводила заседания Боярской думы, контролировала работу приказов, и продолжала внешнюю и внутреннюю политику царя Федора Алексеевича.онахини.
Когда царь Петр достиг совершеннолетия, Софья не уступила ему власть, и даже незаконно, присвоила себе титул "самодержица". Дважды стрельцы пытались возвести Софью на царский престол, но это привело к ее заключению в Новодевичий монастырь, в 1689 г., а затем и к постригу в монахини.
Из комнаты царевны Софьи
узорная дверь ведет
в покои Елизаветы Петровны - дочери императора Петра I,
которая в 1741 г,, опираясь на гвардию, взошла на престол, и демонстрировала возврат к традициям отцовского правления.
Благолепие ее покоев вызывает чувство умиротворения, и настраивает на написание красивых стихов,
и создание музыкальных произведений!
Елизавета - признанная красавица своего времени, была очень приятна в общении, остроумна, весела, изящна; она необыкновенно хорошо танцевала; при ее дворе проходила бесконечная череда балов, маскарадов и ярких фейерверков.
Елизавета имела огромное количество платьев, изысканные женские аксессуары,
знала нотную грамоту.
Она была бесстрашной наездницей и неутомимой охотницей; часто совершала далекие прогулки, а, приезжая в Москву, непременно посещала Коломенское, отчасти вернув ему статус парадной резиденции.
Имея хороший вкус, дворец своего деда, в Коломенском, императрица привела в порядок, и обустроила для себя роскошные апартаменты
Фигурный расписной диван-ларь
Зеркала и картины в богатых рамах
Уникальные светильники
Великолепная люстра в центре расписного плафона
Вкусу Елизаветы Петровны полностью отвечал стиль позднего барокко, с пышными и изощренными формами, являющимися обязательными для дворцов того времени!
Здесь знакомство с роскошным царским дворцом заканчивается...
Конский экипаж быстро домчит гостей на территорию Государева двора, который, помимо живописного Дворца, включает в себя: огромную территорию с лесами и оврагами, пасекой и садами, в которых росли грецкие орехи, бесчисленные сорта яблок, груш и вишни; здесь были заросли малины, смородины, крыжовника, а также лечебных трав. Государев двор, от Передних до Задних ворот, включает в себя палаты Приказной избы, Поваренные палаты и палаты на Погребах, где хранились заморские вина; а также Сытный двор, где готовились квас, пиво, мед. На Государевом дворе до настоящего времени сохранились хозяйственно - бытовые постройки, музей деревянного зодчества, скромный домик Петра I, храм Казанской иконы Божьей Матери, и красивейшая шатровая церковь Вознесения - символ Коломенского.
Музей-заповедник «Коломенское» открылся в 1923 г., и сюда, со всей России, стали привозить старинные сооружения из дерева: из Архангельска был доставлен мемориальный домик Петра I, из Сумского острога - Моховая башня, из Николо-Карельского монастыря привезли Святые врата, из Преображенского - медоварню.
Спасские, или Задние ворота расположены у западной границы Государева двора; с конца XVIII в. они служили основным въездом на хозяйственный двор царской резиденции.
Липовая аллея тянется от Задних до Передних ворот;
в центре аллеи - Казанский храм, построенный в честь 100-летия взятия Казани.
Изначально, это была домовая церковь, соединенная с дворцом Алексея Михайловича переходом длиной в 50 м. Внутренние интерьеры украшала богатая роспись, дорогие ткани и ковры; иконы и их резные обрамления были созданы известными мастерами; для тепла и «мягкого хождения», пол был устлан войлоком, приглушающим шаги высоких особ. Во время службы царь и царица восседали в роскошных креслах, самые их близкие молились перед иконостасом, а свита - в Трапезной.
После переноса дворца на новую территорию, Казанская церковь стала приходским храмом для всего села Коломенского.
Пятиглавый каменный храм, на высоком подклете, расположен в живописном месте среди яблоневых садов и цветов; его белоснежный облик с ярко-голубыми куполами и звездами завораживает!
В настоящее время Казанская церковь является действующим храмом, где ежедневно проходят богослужения; здесь находится особо почитаемая Казанская икона Божией Матери, и чудотворная икона Божией Матери «Державная».
На противоположной стороне аллеи, в глубине парка виднеется небольшой деревянный домик, построенный в устье Северной Двины в 1702 г., специально для Петра I, прибывшего в Новодвинскую крепость. В ожидании осады Архангельска, царь прожил в домике более 2 месяцев, наблюдая за строительством крепости и спуском на воду кораблей; а покинул его только убедившись, что нападения шведского флота не последует. В свое время домик был повреждён льдинами, пережил пожар, и в 1800 г., отреставрированный, был перевезен в Архангельск, а затем в Коломенское.
Домик Петра I - типичное русское строение, с холодными "передними" сенями, в средней части дома, между двух тёплых, обогреваемых печами клетей. К сеням примыкает крыльцо; вход имеет арочную перемычку с «замком»; высокие оконные проёмы, в «голландском» стиле, обрамлены широкими плахами. Дом не имеет подклета, поэтому выглядит немного приземистым. В «передних» сенях, которые значительно шире боковых клетей, расположены кабинет и спальня; а темный коридор ведет в столовую, гардеробную и чуланец.
В убранстве комнат - подлинные вещи петровского времени; здесь же хранится мраморный бюст Петра I,
а перед домиком - памятник царю-реформатору,
и морские якоря
Липовая аллея заканчивается у Передних, или Главных ворот Государева двора, которые предназначались для торжественного въезда в царскую резиденцию. Существуют еще несколько их названий: «Шатровые ворота с часами», «Дворцовые», но тем не менее, во всех исторических источниках они известны, как «Передние».
Ворота представляют собой четырёхъярусное сооружение на трёх пилонах, с двумя арочными проемами между ними. Первый ярус, в былые времена, завершался белокаменной балюстрадой. Второй ярус занимала «органная палата» с механизмом для создания имитации львиного рычания. Третий ярус представлял из себя часовую палатку: здесь располагался часовой механизм на небольшом бревенчатом срубе, а циферблаты часов размещались на западной и восточной стенах часовой палатки. Четвёртый ярус - шатер с арками, для звона, завершал двуглавый орёл - символ царской власти.
Слева и справа от Передних ворот расположены Приказные и Полковничьи палаты, где размещались управляющие усадьбой и стрелецкие полковники.
Рядом с Полковничьими палатами расположены: Фряжский погреб, предназначенный для хранения иноземных вин, и Сытный двор, где готовили кушанья для царского стола; здесь же располагались палаты Ключников - распорядителей дворцового хозяйства, а также Хлебная и Уксусная палаты, где пекли хлебы и готовили приправы.
В наши здесь работает выставка "КиноКоломенское", которая рассказывает о фильмах, снятых на территории усадьбы
Минуя Передние ворота, гости Коломенского оказываются на Вознесенской площади,
где расположена церковь-колокольня Св. Георгия Победоносца,
Соколиная башня, в которой при Алексее Михайловиче, содержались охотничьи сокола.
Здесь же, главный символ Коломенского - Церковь Вознесения, возведенная в 1532 г., в честь рождения у Василия III долгожданного наследника - будущего царя Ивана Грозного. Строение было осуществлено с размахом и значительными материальными затратами; в истории русского зодчества храм остался произведением единственным и неповторимым, а с 1994 г. - включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Церковь, высотой 62 м., выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора. Вокруг строения устроена двухъярусная галерея-гульбище, с тремя высокими лестницами-всходами. На галерее располагается монументальный трон, снаружи приставленный к восточной стене церкви и повёрнутый спиной к алтарю. С «царского места» открывается прекрасный вид на прилегающую окрестность. Углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами, между которыми вставлены остроконечные готические вимперги. Переход четырёхгранника башни, в восьмигранник, искусно замаскирован тремя рядами „кокошников“.
Пройдя через фруктовый сад, наслаждаясь пышной растительностью,
и неповторимой красотой
осенней природы,
гости окажутся у сохранившихся хозяйственно - бытовых построек Коломенского,
которые в настоящее время являются Музеем деревянного зодчества
В том же стиле, на территории современного Коломенского, выстроены деревянные домики-кафешки,
где можно вкусно поесть и погреться горячим чаем, в мороз;
а в теплое время года - посидеть на свежем воздухе, на летней веранде.
В исторической усадьбе можно отведать и традиционный русский сбитень, и медовуху, и блины с различными добавками, которые здесь являются фирменным блюдом!
А можно полакомиться заморскими "трдельниками"
После сытного обеда, можно посетить самую большую, в России, Ярмарку меда
Со всей России мед в Коломенском, и со всех растений пчелки-труженицы собрали сладкий нектар!
Помимо разнообразного меда, есть на выставке грибы и орехи,
сушеные и вяленые фрукты,
и вкуснейшее варенье!
В Коломенском можно посетить тематическую Выставку песчаных скульптур, созданную мастерами со всего мира.
Эти гениальные творения из песка не боятся даже сильного дождя!
Зимой и летом, весной и осенью, усадьба привлекает к себе внимание большого количества людей; здесь всегда проходят различные культурно-массовые мероприятия, отчего гости получают сплошной восторг и позитив!
Бывшие царские и княжеские владения в КОЛОМЕНСКОМ являются не только художественным историко-архитектурным музеем, но и настоящей природной "жемчужиной" столицы!
Выходной день, проведенный в КОЛОМЕНСКОМ, надолго останется в памяти каждого гостя!
(с) Все права защищены.
Копирование и использование материалов на сторонних сайтах и иным образом ЗАПРЕЩЕНО